Древнегреческий историк Геродот упоминал о банях на территории Северного Причерноморья во время своего путешествия в Скифию еще за пять веков до Христа. У скифов она носила походный характер – шатер из войлока, раскаленные камни и семена конопли. Геродоту нравилось.
Славянский вариант бани - небольшой сруб с очагом внутри для накаливания камней. На камни периодически подливалась вода, в результате чего образовывался пар. Воздухообмен производился сквозь открытые двери.
В древности вывод дыма из очага в бане отсутствовал, а сам очаг был расположен прямо в парной. В помещении стоял дым, глаза выедало, а стены покрывались копотью. Отсюда и название бани «по-черному». С течением времени конструкция усовершенствовалась каменной печью («каменкой») с дымоходом. Баня стала белой.
Древние народные предания гласят об обитания в бане банника – странного старика, у которого из одежды лишь прилипшие к телу листья от веников. Ему приписывались возможности насмерть запарить посетителей бани. А посему в новый банный сруб наши предки приносили хлеб да соль. Делалось это для задабривания банника, дабы странный старик по вредности своей не причинял моющимся всяческих пакостей. Даже после принятия христианства на Руси старые поверья продолжали чтить, оставляя для банника ведерко с водой и веник после ухода из бани.
Поташный промысел и гигиенические средства в бане: именно так Руси называли мыловаренное дело, которым занимались целые деревни. Сырьем служил животный и растительный жир (льняное масло). Мыло варили и в домашних условиях. Еще одним средством гигиены в русской бане был щёлок, приготавливаемый из золы (соломенной или древесной). Соломенная зола использовалась при купании новорожденных. Для косметических процедур женщины пользовались молочными продуктами, растительными маслами, медом, квасом. Обязательно в бане присутствовали высушенные пучки зверобоя, подорожника, крапивы, мяты и др. Использовалась дубовая кора.
Помимо всех терапевтических воздействий, баня на Руси играла роль родильного отделения и помещения, где проводился послеродовый период. Все это объясняется тем, что бани были самым чистым местом во всех хозяйственных и жилых постройках.
Банные традиции Руси уходят глубоко в древность. Эти обычаи имеют под собой практические основания. Опыт веков подсказывает нам, что использование бани благотворно влияет на психофизиологическое состояние организма. И все это на протяжении столетий сопровождалось красивыми обрядами, связанными с важными событиями в жизни людей.